Меню
Войти

Strogaya 
06.09.2017 11:58:12

**Я не притязателен к чтиву, если читаю вообще. То,на что обратят внимание критики наверное даже не замечу. А замечу- не факт,что выскажусь. В целом мне не нравится стиль рассказчика, если это просто повествование фактов, череда событий. Писатель должон вмешиваться, пытаться навязать своё мнение, что ли...не всегда и во всем, но... (с)
**


А я притязательна. И вообще – читаю. И довольно много. Единственное, так получается, сейчас в основном переводное.

И читаю только проверенное. Исключение составляет АЛ. Здесь я стараюсь читать всё. Мне кажется, ежли выкладываю здесь свои работы и кто-то (хоть бы и два всего человека) находят время ознакомиться или даже отписаться т.с. по «сабжу», я тоже должна – ну, хотя бы прочитать, да.

Впрочем, ближе к делу.


Ответить на камент уважаемого СВВ оказалось сложнее, чем я думала. Без иллюстраций, кмк, – получилось бы неполно, куце и сухо. Поэтому я решила привести несколько безо всякого сомнения талантливо исполненных поэтических произведений.


Ну-с, поехали-с.


Думаю, в любом тексте, даже если автор в нем зримо не рулит, этот самый автор всё равно присутствует. Ему, автору, совершенно не обязательно зримо же «вмешиваться и навязывать». Сама история, атмосфера, говорящие детали и и т.д. и т.п. – всё это вкупе – несёт авторский посыл. Разумеется, ежли автор этот посыл в своё прои вложил. Ежли его прои – не просто зарисовка, не просто т.с. «натюрморт», созданный с единственной целью – продемонстрировать владение техникой.


Всё это, разумеется, – при условии, что читателю прои заходит. Моё/не моё, зашло или нет – очень важный, ключевой, имхо, момент. Вот, к примеру, я. Я теперь совсем не расположена к чтению «натюрмортов». Не то чтобы я их не люблю (я люблю их – реально шедевральные и ток на вид, ток прикидывающиеся «натюрмортами»), просто последнее время читаю другое.




Такое вот, к примеру:



как от солнца ослеп...ничего я не вижу

очертания помню, пожалуй и всё

вот изба покосилась с побитою крышей

а вокруг сор - трава как деревья...былье

это взрослым по грудь, я же вижу лишь небо

продираюсь куда-то цепляя репьи

тело чешется как от колючего пледа

комары да крапива и вы, сорняки

жарко, хочется спать, тень найти до обеда

и малины нажраться, с крыжовником и...

бабка всыплет, наверное. В город уеду

кто в том доме-то жил? и куда все ушли?

мусор хрустом ругается, битые стёкла

стены серые в трещинах, дыры в полу

а прохладно-то как, аж картинка поблекла

я присяду наверно в углу... и усну

а проснувшись сниму у лица паутинку

вот откуда взялась, приставуче туга?

а в проеме дверном пляшет как балеринка

поласатая в радужках вся стрекоза...

Да, такая как эта. Смешная наколка

Будто бантик на шее. А можно коснусь?

Вена бьётся, колотится, будто иголка

оставляя следы тёмно синие....пусть (с)

И мне всё, абсолютно всё в нём нравится.




Я буквально физически ощущаю: на вкус, на нюх и кожей: и малину, и паутинку, и стрекозий стрекот, и пульсирующую вену. Сор-траву, как деревья, репьи, хруст стекла и в трещинах стены…

Мне уютно, вкусно и тепло, а вместе с тем как-то необыкновенно грустно, когда я его читаю.


Это стихотворение вне времени, вне каких бы то ни было указателей, конкретики (и особой описательности я в нем не наблюдаю. Значит – работают другие правильные детали.), но при этом я чувствую себя в созданном автором мире и легко ассоциирую себя с его персонажами. Мне кажется, я узнаю места,



Мне кажется, я узнаю себя

В том мальчике, читающем стихи;

Он стрелки сжал рукой, чтоб не кончалась эта ночь,

И кровь течёт с руки. (с)


Магия какая-то. «Магия кино», да)).








Я также верю вздесь:



турникет отрезал меня как ломоть,
эскалатор выжал меня,
как актер выжимает слезу,
а я пьяный стою
и все пытаюсь вспомнить –
кажется, я что-то забыл
там, внизу

кажется, сумка была у меня с собою,
а в ней документы, деньги, ключи
и любимые гаджеты,
но что-то еще не дает мне покоя
кажется, что-то еще
важное

там был дом,
ведь разве я жил в квартире?
за окнами гавань,
лодки чешут борта.
пахнет водой и песком
и тиной.
гавань
по большей части пуста

дети, качели
ветер, холодное море,
над головою кричат беспокойные чайки,
с надеждой заглядывает в глаза
мол – скоро ли?
лайка

и кажется, нет, я уверен –
красивая, молодая, рисковая
там была ты.
и трущиеся у двери
портовые,
как правило черно-белые
коты

и на миг показалось мне, что вокруг не машины,
жмутся в пробке радуя страховщиков,
а серые, выцветшие, но такие родные
лодки заходят в порт

а потом я пил с друзьями
и каждый здесь был героем!
доказательств той пьянке не сохранилось...
пойдем, я покажу тебе море,
такое, какое тебе не снилось...

я очнулся в самом конце синей ветки
румяный мент трясет меня за плечо
я просыпаюсь в своей позолоченной клетке
и хочу спать еще... (с)






И вздесь:


трудно дышать, словно кто-то пробил мне в грудину,
не помогают ни сиги, ни алкоголь,
горы сверну, всех лохов разведу на мобилы,
только побудь со мной

у пацанов на районе сегодня феерия, пати,
будут шалавы, бухло, и интриги в ближайших кустах,
а я всю ночь просижу у твоей кровати,
у изголовия, на кортах

доктор сказал бы, я отдал бы правую руку,
но доктор молчит, и уже не берет коньяк,
я рассказал, как на рынке сцепился с борцухой,
без особых на то причин, так...

я рассказал про Мишаню (ему удалось откупиться),
пару армейских приколов о духах и старшине -
я всю ночь говорил, чтобы не дать спуститься
коварной, болезненной тишине

хоть полслова скажи - без принцессы к чему это царство?
ведь как пел Миша Круг - все понты только ради любви,
заниженную "восьмерку" свою продам на лекарства,
только живи...

ты под утро затихла, надеюсь что просто уснула,
и я тоже устал, и кажется, стал засыпать,
мне приснилась - бежишь! в белоснежном спортивном костюме,
я бегу за тобой... но никак не могу догнать (с)






Но вот здесь…

каково это -
мне, зацелованной няней,
обещавшей, что я, как из кокона, бабочкой -
биться в липком стакане,
богемной средь пьяни,
а во рту петушок, да не тот, что на палочке?

каково это -
плыть, как кораблик, по лужице,
вместо паруса - белый в горошек платочек,
у парадного тужиться,
холодея от ужаса,
что заслышит прохожий пищащий комочек?

каково это -
мир сквозь ажур балюстрады,
в паутине, как в плесени, рыжей настурции -
целых сто часов кряду,
без трусов, без помады,
головою в петле, малолетней натурщицей?

Вот возьму
без единого пятнышка сажи
накрахмаленной юбкою небо парящее,
рот помадой измажу,
в путь - кораблик бумажный*
и пойду, и куплю петушка настоящего. (с)






Я всё думала, что же смущает меня в этом, безусловно, красивом (филигранно, как, возможно, скажут некоторые) креативе, и наконец-таки смогла сформулировать:

Историю, персонажа одушевляет, делает правдоподобными, имхо, верная авторская эмоция, ассоциация, деталь и хоть бы и в одну строчку – бэкграунд, а не техника написания (какой бы грамотной, филигранной даже она ни была), не эпитеты или образы (насколько б они ни были прекрасными), в данном случае – а-ля серебряный век. К нему в этом креативе меня относят декадентские «в паутине, как в плесени, рыжей настурции», «ажур балюстрады» и «головою в петле, малолетней натурщицей» с «петушками» – на палочке и не. Но отнести – мало. Необходимо, имхо, со-отнести. Возможно, я по-другому восприняла бы стихотворение, если бы автор пусть даже и стилизованно рассказал мне о девочке, к примеру – таджичке, которая сдала своего новорожденного ребенка в бейби-бокс или, ежли уж нужен настоящий кошмар – в помойный бак; и не просто нарисовал мне картинку сего трагического действия, но и показал мне причины, мотивы и… мораль (да, да)**, что меня как читателя как раз таки и пробирает до печёнок: заставляет содрогнуться от ужаса-презрения либо проникнуться искренним состраданием.



Я не просто так привела «Кокаинетку».


Мало того, что стихотворение писано в режиме реального времени, оно, есть версия, – эпитафия (Известная москвичам артистка Н.Н. Вертинская отравилась в Петрограде кокаином. Причина — неудачно сложившаяся личная жизнь.(с)), а еще – пронзительная песнь. Словом, та же «магия кино». И вот здесь как раз никакого бэкграунда не надо (присутствует-с по умолчанию, вместе с эмоцией автора, кстати, да), не надо и лишних декораций и описательностей; здесь действительно вполне достаточно «мокрых бульваров Москвы», «осенней, бульварной же слякоти», «синей тонкой шейки» и «сиреневого трупика», ибо всё и так понятно: история, атмосфера, персонаж. ДРАМА.

Щас же, простите, не 10-20-е годы двадцатого столетия, и автор «Натурщицы» не Цветаева, посвящающая оду возлюбленной, щас, имхо, не отделаешься «липким стаканом» и «богемной пьянью», «няней» и «платочком в горошек», и даже «петушком» и «у парадного тужиться,

холодея от ужаса, что заслышит прохожий пищащий комочек?» не отделаешься, имхо, нет! (Да я лучше аутентичный романс в исполнении божественной Смольяниновой еще раз послушаю, нежели буду читать очередное «непонятно - к чему и зачем» а-ля, да).

Впрочем, кому-то – вполне, вполне и даже – удивительно хорошо.



Но вот мне лично не хватило. Не хватило в стихотворении жизни. И мне оно кажется, повторюсь, не стилизацией (три звезды сноска) , не заимствованием, а банальной эксплуатацией. (Как темы, так, собственно, и стиля.) Пенкой от пенки с супа из топора, чем-то, что «слепила из того, что было», извините. Посему вердикт: «не верю».



Стилизовать – эт ведь не просто взять и использовать тот же (классический) образ, тот же (классический) антураж, те же по сути (классические) эпитеты. Стилизация не освобождает автора от «добавить ко всему вышеперечисленному нечто уникальное от себя». Кусочег своего сердца (три звезды сноска) , своего время, своей истории штоле. Ежли он, автор, это делает, ежли у него получается – «натюрморт», имхо, оживает.




Ну вот как-то так, может. В лучших традициях (Высоцкий с «Лирической» типа, да) тоже, но самобытно, современно, узнаваемо и живо. ПРАВДОПОДОБНО:





Посмотри до чего ты пьяная
Еле ноги твои волочатся
Отчего тогда чувство странное
Мне тебя ещё больше хочется
И пока ты верна традициям
Бутерброд опускаешь в сумочку
Я себя представляю рыцарем
А тебя королевой рюмочной
Мы поскачем в замок на Думскую
Пообщаемся там с драконами
Через юбку твою и блузку мы
Познакомимся с незнакомыми
Откадрилим танцпол неистово
И побреем реальность наголо
Ты явилась силой нечистою
Или самым праведным ангелом
Это не имеет значения
Для того, кто плевал на принципы
Ты императрица мгновения
Все показывают амбиции
Облепляют тебя вопросами
Иногда добавляют шотами
Кто-то даже звал в Феодосию
Ты смеёшься над идиотами
Эта ночь никогда не кончится
Я предупреждаю заранее
Мне тебя ещё больше хочется
И спасибо за понимание (с)




Надеюсь, что автор не расстроится из-за этого моего нелестного отзыва, тем более что этот самый отзыв решительно нейтрализует волна восторженных оваций большинства читателей АЛ (народу нравица! (с)).

И я совершенно искренне желаю автору успеха и самосовершенствования, ежли, конечно, он сам их себе желает.

Быть может, несколько сумбурно вышло, но – вот такой мой ответ, да.

А еще это тема для дискуссии. Так что прошу, уважаемые сосаетники)).


_________________



*[https://www.youtube.com/watch?v=YrUnReSZUlQ](http://)



Ну слишком много всего напоминает, ну слишком… Ощущение, повторюсь, –

я его слепила из того, что было (с)




**Долгое время я игнорировала творчество Сергея Александровича, считала его стихи какими-то… слишком незатейливым штоле (вот ведь идиотина была темная, а!). Но, повзрослев, усё-таки поняла-прочуйствовала.






Вы помните,
Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.
Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел -
Катиться дальше, вниз.
Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму -
Куда несет нас рок событий.
Лицом к лицу
Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.
Когда кипит морская гладь -
Корабль в плачевном состоянье.
Земля - корабль!
Но кто-то вдруг
За новой жизнью, новой славой
В прямую гущу бурь и вьюг
Ее направил величаво.

Ну кто ж из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался?
Их мало, с опытной душой,
Кто крепким в качке оставался.

Тогда и я,
Под дикий шум,
Но зрело знающий работу,
Спустился в корабельный трюм,
Чтоб не смотреть людскую рвоту.

Тот трюм был -
Русским кабаком.
И я склонился над стаканом,
Чтоб, не страдая ни о ком,
Себя сгубить
В угаре пьяном.

Любимая!
Я мучил вас,
У вас была тоска
В глазах усталых:
Что я пред вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах.
Но вы не знали,
Что в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь,
Что не пойму,
Куда несет нас рок событий...

Теперь года прошли.
Я в возрасте ином.
И чувствую и мыслю по-иному.
И говорю за праздничным вином:
Хвала и слава рулевому!
Сегодня я
В ударе нежных чувств.
Я вспомнил вашу грустную усталость.
И вот теперь
Я сообщить вам мчусь,
Каков я был,
И что со мною сталось!

Любимая!
Сказать приятно мне:
Я избежал паденья с кручи.
Теперь в Советской стороне
Я самый яростный попутчик.
Я стал не тем,
Кем был тогда.
Не мучил бы я вас,
Как это было раньше.
За знамя вольности
И светлого труда
Готов идти хоть до Ла-Манша.
Простите мне...
Я знаю: вы не та -
Живете вы
С серьезным, умным мужем;
Что не нужна вам наша маета,
И сам я вам
Ни капельки не нужен.
Живите так,
Как вас ведет звезда,
Под кущей обновленной сени.
С приветствием,
Вас помнящий всегда
Знакомый ваш (с)



(три звезды сноска) Про пенку и сердце.

Два исполнения одной и той же песни: [https://www.youtube.com/watch?v=xpHDvTM2rUk https://www.youtube.com/watch?v=qVxekeduwrg](http://)

Голос, манера Кабановой – самобытны. (Это, как манера Уайнхаус – вроде бы абсолютно в канонах черного исполнительского искусства, но в то же время – никто так до неё не пел.)

Манера Ардовой – просто спела.
КОММЕНТАРИИ

Страница: 1 2 3 4 

blutner 
07.09.2017 13:18:37

#3350420 Правы. Заменила в последний момент "благодарю" на "поздравляю". Лучше прослыть безграмотной, чем нескромной.



Дед Фекалы4 vip
07.09.2017 13:22:45

Повторюсь, по сабжу нечего сказать. Авторские амбиции пенятся , исходя нездоровыми миазмами.
 




Strogaya 
07.09.2017 13:27:42

blutner, 07.09.2017 13:03

Аргументировано и эмоционально.

Благодарю за интересный, качественный литературный разбор " for and against".

Ссылки, жаль, не открылись(

PS а чьи стихи были переведены в надзидание?) Я не про Есенина.


Спасибо.

Ссылки:

#1 звёдочка

#2 звёздочка

 

Про Лодки и "Пацанское" - Е. Енотова

"Посмотри до чего ты пьяная" - Д. Адемина




Terry_D 
10.09.2017 00:54:32

Здравствуйте. Хороший текст, вроде. Я тут одну блондинку ищу, иногда рыжую. Она сюда меня пригласила. А где её черти носят? А так, пишите себе, мне ж не жалко, пока мы, сталевары, на себе чугунную раскаленную руду ворочаем, писатели - они пишут себе. А так-то по делу побазарить под кружечку пивка, чего там Тиборфишер залудил, так нет.




Terry_D 
10.09.2017 00:55:25

эге. гей. проверка связи

 




Terry_D 
10.09.2017 01:00:20

какого хрена я тут делаю, если комментарии не проходят. я так и на других сайтах могу




Terry_D 
10.09.2017 01:02:20

вобля! звиняйте, господа литераторы, вы тут блондорыжую особу не замечали, она меня сюда поманила, а я так, семками торговал поблизости.




Terry_D 
10.09.2017 01:03:08

а, вон она гласки строит




Terry_D 
10.09.2017 01:09:06

зашёл на главную, постоял, съел мороженку, а тут дождик капает. ну не пришла, так не пришла, пойду в пивняк тогда. жалко, глаза у неё интересные




Terry_D 
10.09.2017 01:10:18

пойду-ка я себе патрет зачотный поставлю, глядишь, за литератора сойду





Страница: 1 2 3 4 
ОПУБЛИКОВАТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЕ СДЕЛАТЬ ЗАПИСЬ В БЛОГЕ ЗОЛОТОЙ ФОНД
РЕЦЕНЗИИ