Меню
Войти

Алеся Ранимая 
09.04.2017 15:54:58

Умно не получится, даст Бог, будет коротко.


Чем отличается «женская проза»* от «мужской» и почему женское творчество по мнению многих, и не безосновательно, «хуже».



Появился на моей работе новый коллега. Мне было важно понять, и как можно быстрее, с кем я имею дело. Пригласила я его, естественно на местный колорит - хумус абу Хасан в Яффо на улице Дольфин. В проходе, спиною к арабам герой мой сесть застеснялся и это почетное место, после минутного колебания и шаркания ножкой, уступил мне. Идём далее. Спрашиваю: что вы любите из современной литературы, сэр?

- Я, вообще-то мало читаю. Есть одна только книжка, которая мне очень нравицца, но она для мужиков. Исключительно мужская книжка.

- Какая же? Очень мне интересно познать мужскую душу и как можно скорее.

- Нет, говорит, вам это ни к чему, там матерные слова всё время. Но автор – он, понимаете, прям в нашу мужскую душу заглянуть сумел и всю её на свет вытряс. Очень мужская книга.

Название бестселлера и имя автора я, естественно, получила. Ничего решила не узнавать заранее, что бы не сложилось предвзятое мнение. Даже синопсис великого произведения не читала. Скачала, загрузила.

Мародёр. Беркем аль Атоми. Фантастика, мистика, мир пост апокалипсиса. Мучительно, но из любви к психоанализу одолела книжку.

Главный герой и действующее лицо - мужчина по кличке Ахмет.

Первые подозрения вызвала немота жены главного действующего лица. Ни имени, ни голоса. Одно определение: жена и обращение «маленькая моя». Второй безымянный женский персонаж появился у проруби, он был ужасен, бил других женщин, нарывался на грубость и заслуживал смерти. Третья/четвёртая женская особь появилась в конце книжки в виде бляди и её рабыни, приведенной на продажу. Тут я окончательно убедилась, что так унизить женщин могла только автор женского пола. Главный Герой Ахмет (то ли грузчик, то ли кладовщик в прошлом) кроме всех прочих навыков ведения ближнего и дальнего боя, минирования периметра и разведения собак обрёл также и гинекологические таланты, запустил два пальца рабыне в промежность (в тексте использованы куда более «мужские» существительные) и определил, что товар испорчен… унизительная и необязательная процедура.

(лирическое отступление)

- Что ты, я ещё девственница, - говорит мне голубоглазая нимфа с пышной копной белых ангельских локонов на голове, да.

-Tак у тебя же парень был, три года встречались!

-Ну да, был.

-И ни-ни?

- Ну я ему отсасывала в подъезде, конечно, а так не было у нас ничего, девственница я!

(конец лирического отступления)



Даже если не верить интернету и в то, что настоящее имя истинно мужского писателя Беркема - Асия Кашапова, с уверенностью могу утверждать, что автор книги Мародёр – женщина.

Действующее лицо произведения – мужчина. Женские образы – ущербны.

Как и в большинстве произведений авторов – женщин.

Основным предметом исследования Жэ-авторов являются мужчины. Даже если главной героиней романа является женщина – предметом её искания, рассмотрения, целью и предметом изучения автора – является мужчина. Героиня-женщина наблюдатель, рассказчик или ведомая сила.

«Зулейха открывает глаза» Гузель Яхина 2015

Зулейха наблюдатель, едва ли не единственное решение Героини на протяжении всего романа – это кража пастилы для духа кладбища на самых первых страницах. Потом она просто плывёт по течению от родной деревни до берегов Ангары. Все поворотные решения принимает герой мужчина – Игнатов. Он убивает мужа, он увозит героиню, он даже даёт жизнь её сыну в конце романа. Зулейха же покорно принимает и «передаёт» нам эту историю.

«Щегол» Донна Тартт 2014

Главный герой мальчик-мужчина. Все героини ущербны: мать идеальна, но мертва (она же катализатор всей истории и всех бед, которые случились с героем), Большая Любовь героя – калека, немая, едва ощутима, Мачеха героя – алкоголичка, которая бросает и своего пасынка, и «сына» - собаку. Мать друга – полусумасшедшая аристократка и так далее.

Улицкая. Дети Медеи.

Главные действующие лица, как это не прискорбно – покойный муж Медеи и господин Бутонов. И Медея, и женщины Бутонова способны лишь отреагировать на действия мужчин. Кто выбрасывается из окна, а кто просто продолжает жить.



К сожалению действующими лицами произведений женского пера являются мужчины. Женщины пассивны. Предметом изучения являются Люди, но рассматриваются они через действия мужчин. Женщины зачастую унижаются максимально, так, как только женщина может унизить саму себя, способами самыми изощрёнными, опробованными.

Что же с прозой от мужчин?

Во-первых, предметом изучения часто является не только Человек, а также: Смысл жизни. Что есть вина и как с нею жить? (Достоевский). Что есть разум? (Лем) Сознание? Одиночество? Любовь? Общество? Закон?

Другими словами, по моему мнению, предмет или тема мужских произведений

-узконаправлена (не пытается объять необъятное, прыгнуть выше головы)

-не ограничивается одним или двумя живыми существами

-затрагивает понятия философские, интересные интеллектуалам обоих полов

Тут мой запал потух как-то… слово философия всегда выбивает меня из колеи.

Даже если произведения описательны и у мужчин, и у женщин, или, например, возьмём не только прозу, а и драматическую форму, сценарий:

Женщины склонны посвящать свои таланты Человеку, изучению почему, как, зачем и кто есть человек. Человек, как главная загадка. Часто они берут в посредники или «кладут на предметное стекло» именно мужчину пренебрегая женщинами, как объектом хорошо изученным.

Часто, авторы-женщины жестоки к своим героиням, унижают их или вообще низводят к нулю. Мужчины напротив (Дюма, пара Анн и Серж Голон, Достоевский, Чехов, Толстой, Паланик даже, Кинг) относятся к женщине если не всегда с уважением, то с интересом, любопытством, обожанием, любовью. Так, как женщины в свою очередь умеют относится только к мужчинам.

Мужчины в прозе уделяют внимание одной цели, они сконцентрированы и указывают на одну и ту же деталь (предмет их исканий в данном произведении) используя разных героев, оперируя ими невзирая на их пол. Например, Достоевский использует Князя Мышкина, Рогожина и Настасью Филипповну для одной и той же цели – показать человеческую способность добровольно и бескорыстно приносить себя в жертву.

Женщины часто распыляются, пытаются сесть одной попой на три стула, описать неописуемое, при этом героев часто дискриминируют.

И когда появляется в списках качественных прозаиков такой автор, как Франсуаза Саган и хочется возмутится, ах, она только о шарфиках и шпильках, лазурных берегах и аристократах на завтрак - понимаешь, что нет, скрой она своё имя, никто бы не заподозрил в произведениях, где главным героем является настроение, жизнь, одно точное чувство, а единственным действующим лицом женщина – коротко стриженную поцоватую девчонку.

Короче говоря, уничижительное или снисходительное отношение к «женской прозе», к сожалению, имеет под собой основания так как часто, после её прочтения можно поплакать (и не раз), поразиться богатством языка и красотой изложения, образов, но сказать себе лишь одно: «что ж такова жизнь, да». Проза мужского авторства (и немногих способных женщин) оставляет после себя впечатление, которое отслаивается мыслью, чёткой, сформулированной, если не в словах, то в образах. Мысль эта, как семя, даёт росток, развивается, приобретает форму, оживает и проявляется затем в нашей жизни. Ну, что и не удивительно.

* Имею ввиду авторство, а не целевую аудиторию (произведения для женщин), и не развлекательную литературу нетто, а произведения с амбициями.
КОММЕНТАРИИ

Страница: 1 ... 3 4 5 

Pekka Eemeli 
11.04.2017 14:24:19

ответ на комментарий пользователя Nala : #3300101

Да подозрительно-подозрительно... Парируйте, если можете!

Ыы

Что такое Загульба?




Pekka Eemeli 
11.04.2017 14:27:17

Смело подробно гуглите, товарищи!




Nala vip
11.04.2017 14:31:48

ответ на комментарий пользователя Pekka Eemeli : #3300110

Загульба́ - приморский климатический курорт в Азербайджане, на северном побережье Апшеронского полуострова.




Pekka Eemeli 
11.04.2017 14:35:33

Nala, 11.04.2017 14:31

ответ на комментарий пользователя Pekka Eemeli : #3300110

Загульба́ - приморский климатический курорт в Азербайджане, на северном побережье Апшеронского полуострова.

Ну то есть да? Ыы




Pekka Eemeli 
11.04.2017 14:35:50

За гульбу!




Nala vip
11.04.2017 14:36:50

ответ на комментарий пользователя Pekka Eemeli : #3300113

те есть гугл, а нихуя не Ыы




УШЕЛЕСТ 
11.04.2017 14:44:51

какой пиздец!




shilova vip
13.12.2017 19:31:01

Алеся Ранимая, 09.04.2017 17:09

ответ на комментарий пользователя NikRed : #3299509

Я наверняка не читала достаточно. Мнение о том, что часто автор-женщина делает героиню пассивной я подкрепила только тремя примерами. Дайте другую книгу автора женщины - постараюсь доказать своё мнение. Франкенштейн Шелли? Даже Элизабет Беннет и та пассивна, уж простите. Она совершила едва ли не три поступка за всю книгу. сама, по собственной инициативе без уверенности в успехе. Со Скарлет Митчелл расправляется хитрейшим способом. Мне просто на ум не приходят героини от автора женщины, которые были бы действительно действующей силой, а не ведомой.


Пеппи Длинныйчулок Астрид Линдгрен перечитай, и будет тебе счастье laugh

ответ на комментарий пользователя Алеся Ранимая : #3299521

 




Алеся Ранимая 
13.12.2017 19:38:59

ответ на комментарий пользователя shilova : #3397933

мне придётся её ПРОЧИТАТЬ, я не читала это в детстве, но фильм смотрела и понимаю о чем ты )))

она действующее лицо. Но она девочка. не женщина. не человек даже. Плутовка. Джокер, как там это называется по научному (Остап Бендер и остальные...) гуглила не скорю... трикстер?




Nala vip
13.12.2017 19:49:18

ответ на комментарий пользователя shilova : #3397933

ыыыыыыыыыыыыyes





Страница: 1 ... 3 4 5 
ОПУБЛИКОВАТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЕ СДЕЛАТЬ ЗАПИСЬ В БЛОГЕ ЗОЛОТОЙ ФОНД
РЕЦЕНЗИИ