Литературный конкурс Литературный конкурс
Автор: geros

О старых и новых друзьях.

 
08.08.2010 Раздел: проза Перейти к комментариям ↓
 

(некоторые наблюдения …как бы эссе)


Надо отметить, что с возрастом критерии оценки близости и дружбы становятся отличными от аксиом нашей юности, на тот момент, казалось бы, непреложных. В детстве и молодости друг – это тот, кто почти всегда находится рядом, и с которым нас связывают общие интересы, совместные игры и проказы. С годами же фактор частого нахождения одновременно в одном и том же месте с одной и той же целью перестаёт быть определяющим в формировании дружеских отношений.

Ни для кого не секрет, что по мере взросления человек адаптируется к окружающей действительности. И постепенно он всё более прочно замыкается во многом неосознанно и во многом искусственно создаваемой им самим скорлупе присущего лично ему распорядка, определяемого обязанностями, привычками, слабостями, а также принятыми в его окружении шаблонами и правилами как поведения, так и мышления.

Попробуем немного пофантазировать и представить наше сознание в качестве вместилища, эдакова колумбария слепков, с той или иной степенью достоверности воссоздающих привнесённый извне материал, будь то информация или образы, одушевлённые и нет. Последовательно развивая данную гипотезу, можно предположить, что с момента становления человека в качестве мыслящей личности, а скорее даже и несколько раньше, в его сознании из заложенного природой зачаточного материала формируются некие ячейки, заполняемые постепенно определенным содержанием.

Это новые эмоции и впечатления, опыт и знания, получаемые шаг за шагом на каждом из этапов жизненного пути, это и чувства, в том числе дружеские, обретаемые нами по мере взросления. Причем неважно, что зачастую сам процесс идёт просто по инерции, без каких-либо усилий с нашей стороны. И на данной стадии именно новые друзья становятся одной из важнейших составляющих в ходе формирования уникального видения мира и сотворения на его основе неповторимого личного «микрокосмоса», не имеющего абсолютно точных аналогов в бесконечном множестве других подобных миров.

В течение какого-то времени процесс этот развивается поступательно, жизнь раскрывает нам неизведанные досель яркие грани, заполняя тем самым всё новые и новые ячейки. Выпадение отдельных из них протекает неощутимо и практически безболезненно, поскольку количество вновь появляющихся значительно превышает число неуловимо потерянных. Но наш вечно юный Мафусаил (время – авт.) не стоит на месте, кто-то уходит из этого мира, кто-то просто из нашей жизни, все эмоции и впечатления уже не новы, и постепенно мир начинает казаться познанным от основания до самых дальних своих закоулков.

В итоге, сам процесс формирования дозагрузки сознания опять-таки незаметно для нас замедляется и, в конечном счете, неумолимо разворачивается в обратную сторону. Более того, приобретенный жизненный опыт и костенеющая день ото дня нами же созданная скорлупа личного распорядка всячески противятся проникновению внутрь новоявленных персонажей и действующих лиц. Пустые ячейки так и остаются пустыми, редким из них суждено будет наполниться новым содержанием. И с каждым годом объём этого выжженного временем пространства растёт, напоминая чем-то раковую опухоль, пожирающую, нет, не мозг, а субстанцию совсем иной природы – само наше сознание.

Но и в этой, постепенно ставшей однонаправленной, череде уходов и редких подмен существует определённая категория фигурантов. Как застолбили они когда-то давно своё «законное» место близких друзей в изменчивом виртуальном колумбарии нашего сознания, так и продолжают прочно его занимать. И в отношениях с ними можно заметить некие логические несообразности, определенно противоречащие здравому смыслу.

Случается, что стечение жизненных обстоятельств преподносят нам такой сюрприз как незапланированная встреча со старым другом после многих лет забвения. И какие же чувства мы испытываем? Конечно, радость, но при том при всём невольно ловим себя на мысли, что, оказывается, не так-то легко сломать устоявшийся поведенческий трафарет ради мимолетной встречи и общения вне жестко очерченных рамок делового и личного регламента, кажущегося теперь таким привычным и удобным. В результате мы сами, безо всякой задней мысли, исключительно на уровне подсознания, ищем причину отменить неурочное свидание и привычно находим её в катастрофической нехватке времени, которого и на самом деле всегда бывает недостаточно обычному среднестатистическому члену социума. И во многом благодаря всё тому же злополучному распорядку. Хотя, надо заметить, что для своих слабостей время мы всегда находим, но это уже лирика, имеющая мало отношения к нашим рассуждениям. А они пока коснулись лишь внешних факторов, правда, в немалой степени определяющих сам образ жизни человека.

Но существует ещё и другой аспект, и связан он скорее с нашим духовным миром. Понятно, что по отношению к указанной категории лиц давным-давно даже и речи не идёт о факторах частого «нахождении рядом» и наличия общих интересов. Тем не менее, по старой привычке, на основе воспоминаний и былых привязанностей в этих постаревших и теперь во многом малопонятных людях нам видятся родственные души. И, несмотря на увеличение год от года интервалов между встречами и, как следствие, искусственность и вымученность подобных отношений, мы без устали продолжаем вдалбливать себе с ослиной упёртостью, что вот это и есть настоящая дружба, проверенная временем. При этом словно бы не замечаем того вопиющего факта, что даже и темы для поддержания разговора находятся с трудом. И нас нисколько не смущает зачастую абсолютно иное, отличное от нашего, видение мира и жизненная философия этих людей. Мы проявляем крайнюю активность в обсуждении их проблем, таких далёких и, как правило, чуждых нам, на самом деле отсчитывая минуты до конца затянувшегося рандеву.

Приобретение же новых друзей для сложившейся личности становится с возрастом всё более проблематичным. Даже новые интересы, пусть и общие, сближают людей, встречая определённое внутреннее сопротивление. Почему так происходит? Ответ довольно прост. Человек полностью сформирован как личность, пусть иногда и плохонькая, но что поделать. То затейливое строение в форме улья, что лепилось в сознании практически с пелёнок, достроено окончательно и уверенно покоится на фундаменте с надёжно замурованными кельями в его недрах. Ему теперь остаётся только ветшать и постепенно разрушаться под неумолимым воздействием всё того же не дающего поблажек Времени.

И оказывается, что вакантных мест в фундаменте нашего сознания нет. Они не просто недоступны, они ещё и заняты – здесь на всех шестках вальяжно расселись законсервированные мумии «старых друзей». Да и пресловутый заскорузлый распорядок создал труднопреодолимый барьер для проникновения чужеродной физической и духовной субстанции в иные, обветшалые области нашего внутреннего колумбария, пусть даже и частично освободившиеся к этому моменту.

Но, тем не менее, случается и так, что кто-то из нас, будучи уже умудрённым богатым жизненным опытом, решается всё-таки ввести новое действующее лицо в круг своего близкого общения. И в случае возникновения сего курьеза на поверхность всплывает ещё одно крайне забавное свойство нашей психики. Его можно определить как зависимость оценки личных качеств другого человека от того, в каких отношениях с ним находимся мы сами. Проявления этого свойства знакомы многим.

Представим, что наш «новобранец», точнее, «новоизбранец» - это некая публичная, пусть даже и одиозная личность, до сего момента обливаемая грязью с ног до головы всем миром, включая прессу, да и нас самих, в том числе. Но что это?

После личного знакомства происходит вдруг неожиданная метаморфоза, и это «нечто» трансформируется в наших глазах в милейшее создание. Что интересно, будучи иной раз полным ничтожеством и мразью по своей сути, от факта нашего знакомства этот деятель лучше не становится, его духовный облик никаких изменений не претерпевает и вовсе не начинает сиять гранями совершенства. Но, несмотря на это, теперь он обрел в нашем лице одного из самых яростных защитников и апологетов. В самую первую очередь это связано с тем, что подобным невольным лукавством мы ограждаем себя, именно себя, а не его, от посягательств на чистоту и «правильность» нашего личного мирка, одной из составляющих которого отныне стал и он. И наивно, а скорее попросту неосознанно, закрываем глаза на истинную сущность нашего нового избранника и лишаем его права поступать дурно, тем самым, дискредитируя нас в глазах окружающих...

(рихтовка 08.08.2010 г.)

 

 
 


Комментарии (20)     Рецензии (0)

1
 


"Глубокому человеку необходимо иметь друга, если у него нет Бога - а у меня нет ни Бога, ни друга". (с) хе-хе.
#770062 09.08.2010 00:21 Саша Акимов
очень все путано. но светлые мысли и сквозь нагромождение абстрактных понятий выскакивают. 6*
#770307 09.08.2010 10:02 geros
Друзья, спасибо за понимание! А то, грешным делом приходят мысли, что совсем не место мне на АЛ и не пора ли сделать ручкой. Что ж, попытаюсь в ближайшее время выложить более свежие высеры, в которых, по моему мнению, видение мира не такое обрывочное, а куда более полное и органичное. Буду надеяться, что хоть у кого-то это найдёт понимание и вызовет интерес.
#770348 09.08.2010 10:25 Гайтан

ответ на комментарий пользователя geros:#770307
Альт, Герос,он как ковчег для того и создавался,чтобы тут всем нашлось место.Если ты не веришь мне почитай лозунги ШГБ на глагне))). Лично у меня нет друзей.Когда-то были,но теперь их нет хотя они живы и дай Бог им здоровья и счаться.Я мало сожалею об их отсутствии.Может потому что я одиночка по жизни,не знаю. У меня есть любимые женщины,есть люди, которым я по гроб чем-то обязан,но друзей нет.Только "приятели" или "товарисчи". А для чего нужны друзья? - Вместе пить,сношать бап,ездить на охоту и рыбалку,вспоминать былое,или чтобы помочь тебе в беде? Но беда(если она настоящая) она на то и беда,что вещь сугубо индивидуальная и никто кроме тебя самого в ней не поможет,вот и выходит что самый лучший твой друк это ты сам. Я встречался в жизни с таким фактом,когда "лучший друг"(слава яйтцам,не мой) уводил у другого жену,или допустим поёбывал втихаря,оставаясь "закадычным другом". Знаю,что тут сейчас будет сказано: тада это не был друг,ибо... Так вот что такое на самом деле друг? Как отличить настоящего друга от ненастоящего?
#770398 09.08.2010 10:47 geros

ответ на комментарий пользователя Гайтан:#770348
Гайтан, ты знаешь, я с тобой полность соглашусь безо всяких ремарок. На самом деле, сей высер – лишь фрагмент, причём написанный пару лет назад, а тогда ещё у меня самого было несколько иное вИдение мира. И разместил я его лишь из тех соображений, что в нём присутствуют отдельные, но обрывочные мысли, разумные по моему мнению. И, конечно же, понятие «друг» невозможно определить абсолютно, и То, «Что» я называю этим словом в своей зарисовке, таковым не является. Быть может, это и следует считать основной её мыслью. А я сам, по сути, такой же одиночка. Да, у меня есть так называемые друзья, с которыми мне приятно время от времени нажраться до усрачки, попиздеть о пустом и малоинтересном для меня самого, даже вместе провести время в течение недели-другой, причём, абсолютно бесконфликтно. А после этого вернуться в свой замкнутый внутренний мирок, в котором мне куда более комфортно, и в котором лишь мне одному находится место.
#770403 09.08.2010 10:48 Саша Акимов

ответ на комментарий пользователя Гайтан:#770348
ой Гайтан. зреет у меня роман - вот там будет о собутыльниках (якобы друзьях)
#770410 09.08.2010 10:50 geros
Спасибо, Н.! А на самом деле, её исключительно правильно развивает Гайтан в каменте чуть выше.
#770413 09.08.2010 10:52 Гайтан

ответ на комментарий пользователя Саша Акимов:#770403
Сашо,надеюсь ты сумеешь преплюнуть "три товарисча" Ремарка? - во всяком случае я поставлю на тебя)))
#770419 09.08.2010 10:54 geros

ответ на комментарий пользователя Саша Акимов:#770403
Да, Саша, навёл на свежую мысль, и мне с моим богатым опытом в сей области сам бог велел чёньть высрать, но не в форме эссе, а в "художественной". Спасибо за идею!
#770421 09.08.2010 10:55 Саша Акимов

ответ на комментарий пользователя Гайтан:#770413
У меня к тому же будет про подростков-хулиганьё. Тема несколько иная. но про поколение 90-х. тоже считай потерянное.
#770425 09.08.2010 10:56 geros

ответ на комментарий пользователя Гайтан:#770413
Тогда уж, скорее, с "Чёрным обелиском" следует проводить аналогии.
#770528 09.08.2010 11:22 Гайтан
Я вот иногда думаю;как это ни парадоксально звучит,но в сети близких тебе по духу людей гораздо больше нежели в реальной жизни.А должно ведь быть всё наоборот. В жизни каждый тащит к тебе, по той же дружбе, только свои болячки,совсем не интересуясь твоими. ХЗ то ли время как-то искривилось и загнило за эти последние 20 лет,или я так постарел? Вспоминая все свои выходки, желания и взгляды на то "как надо жить",ты вроде такой же как и был - совсем не изменилсо,но с окружающим миром стало траблов куда больше чем раньше.
#771121 09.08.2010 16:01 geros
Блэк, да куда ж я денусь, а сиюминутным настроениям каждый из нас подвержен. А тут, то ли перепил вчера, но, скорее, недопил… И с Гайтаном по поводу лучшего друга я, также как и ты, полностью согласен, в одном из предыдущих каментов уж отметил это.
#771149 09.08.2010 16:15 geros

ответ на комментарий пользователя Гайтан:#770528
Вовсе не парадоксально, в виртуальных контактах куда в большей степени присутствует идеализация оппонента. И если в реальности ты получаешь от окружающих как материализованное дерьмо, так и духовное, то в виртуальности присутствует только одна из составляющих – духовное. Правда, с другой стороны, трудно сказать, что лучше и что перевешивает. К тому же, в реальной жизни нам зачастую не приходится выбирать друзей, сами жизненные обстоятельства их тебе как на блюдечке преподносят, и тут уж не до выбора. Что же касаемо времени, его движения, искривления и «замороженности», так это одна из моих «больных» тем. Так что, буду продолжать делиться мыслями и выкладываться, я думаю, многие смогут найти в моих новых высерах что-то для себя интересное.
#771159 09.08.2010 16:27 geros
Ты во многом права, многие из решений, определившие судьбу человечества, определялись сердцем. Но, другой вопрос, насколько разум и сердце взаимосвязаны? То, что эта связь существует, отрицать трудно, но ещё более трудно оценить степень их взаимного влияния в каждом отдельно взятом случае.
#798109 23.08.2010 11:01 vpr
интересные наблюдения. прокручивая своё существование на предмет друзей, не могу не отметить следующее; после 30 появились у меня новые друзья. обусловлео это было переменой места жительства, да. Друзьями (в том понимании, что нам преподносит Ремарк) они не являются, это уж точно. Назвать их приятелями я тоже не могу. Скорее всего, это отдельный вид. Старые, которые со школы и ранее, оказались за кордоном. С ними можно встретиться раза два в год, выпить вотки и потрепаться о том о сём. Интересы разные уже, это понятно. Семьи, дети, собаки, погоня за дензнаками и кризисы - всё это отдаляет нас друг от друга. Беда - дело сугубо ичное, Гайтан прав. Радость - тем более. А вот общение, это уже процесс коллективный, если ты, конечно не того...
#798173 23.08.2010 11:39 geros

ответ на комментарий пользователя vpr:#798109
Как ни странно, у меня самого за 30 появились новые друзья через детский сад ребёнка. Ребёнок уже заканчивает школу, но как у него сохранились детсадовские контакты, так и у нас, родителей. Вот и сейчас (в среду) именно этой компанией уходим на 4 дня на теплоходе Мышкин-Рыбинск-Ярославль.
#2142157 31.01.2013 10:11 geros
штош поделать, математический склад умишка не позволяет строить неполные или разорванные логические цепи в рассуждениях (это я о "пережёвывании"))
#2142191 31.01.2013 10:27 geros
как же мне не хватает этого качества в реальной жизни)))
#2143635 31.01.2013 21:10 geros
Не могу согласиться с тезисом о "нелогичности" 3-х последних абзацев. Всё, им предшествующее, как раз и подводило к мысли о том, что в "зрелом" возрасте у человека (почти каждого) формируется абсолютно детерминированное для него самого вИдение мира, разрушение которого равносильно духовному коллапсу и может подвести к самой грани сумасшествия. И именно поэтому человек вынужден втискивать в жёстко определённые заскорузлые рамки этого самого вИдения нечто чуждое упомянутому в тегсте «колумбарию». И это, скажем так, самолицемерие – не что иное как духовная самозащита. Ярчайший пример тому – динамика отношений известного многим «общественного деятеля» Владимира Соловьёва и г-на Березовского. А, ващета, тегст этот - не самостоятельное эссе, а фрагмент из незаконченной повести: рассуждения «от аффтара» в момент, когда ГГ направляется на встречу с другом, на самом же деле, со своим вторым внутренним «я» . Фрагмент был исключён из повести ввиду явного «грузилова».
1


Чтобы оставлять комментарии вы должны авторизироваться