Автор: ХЛМ

Платформа/El hoyo (2019) - «Не думаю, что ты выживешь, но ты мне нравишься»

 
10.07.2020 Раздел: ИМХОЧ Перейти к комментариям ↓
 

«Что-то должно случиться, чтобы родилось спонтанное чувство солидарности»

Если Вы любите странное кино типа «Лобстера» или «Убийство священного оленя», то этот обзор для вас.

Поначалу описание сюжета творения испанских киноделов вызывает в памяти культовый фильм «Куб», но не ждите от «Платформы» ничего подобного. Хотя завязка дает надежду. Главный герой попал в Дыру добровольно, потому что хотел бросить курить и прочитать «Дон Кихота». В Дыру можно взять только один предмет, и Горенг взял книгу.

Горенг просыпается на 48 этаже – неплохо, не в самом верху, но и не внизу. О системе пребывания и  предполагаемом количестве этажей Горенгу рассказывает сосед по имени Тримагаси, неуловимо похожий на карлика из «Твин Пикс». Система простая – камера с квадратной дыркой в полу, унитазом и умывальником. Свет искусственный, две кровати, форменная одежда. Каждый месяц жильцов усыпляют газом, и просыпаются они уже на другом этаже – а уж 1 этаж это будет или 99 – никто не знает.

Почему так важна этажность и при чём тут платформа?

Каждый день с нулевого этажа, где десятки поваров трудятся над кулинарными шедеврами, через сквозной для всех этажей проем опускается платформа. Она останавливается на несколько минут на каждом этаже, после чего опускается все ниже и ниже. И еды на ней становится всё меньше и меньше. Взять что-то с неё и оставить на потом нельзя – в камере тут же меняется температура до предельных значений.

Непредсказуемость того, на каком ты окажешься этаже в следующем месяце, порождает в социуме Дыры злобу многих к многим. Вчера вы со мной так, теперь я. Или наоборот, это уже неважно. Не съем, так понадкусаю. Или просто насру посреди платформы.

Каждый из жителей Дыры тут на разный срок и по разным причинам. Тримагаси совершил непредумышленное убийство, выкинув телевизор с обманчивой рекламой в окно. Ему предложили на выбор – или психбольница, или Дыра. В качестве единственного разрешенного предмета он выбрал нож, реклама которого его и привела в ярость.

Этажей по словам бывалого обитателя Дыры тут точно больше 132.

Поначалу у соседей по пребыванию есть большая настороженность по отношению к друг другу, но в течении месяца они налаживают контакт, Горенг читает вслух «Дон Кихота», платформа привозит еду.

К 20-ой минуте я немного заскучала от очевидных диалогов, даже не прикрывающихся намеками.  Дыра – мол как общество, кто-то сверху, кто-то внизу, прямо упоминаются коммунисты, когда Горенг пытается понять, можно ли как-то повлиять на систему. Становится скучно, слишком прямые отсылки.

«- Ты что ли коммунист? Им наверху не нужны коммунисты»

Но скучно недолго, месяц в Дыре закончился, и Горинг с своим соседом Тримагаси оказывается на 171 этаже.

СПОЙЛЕР

Только Горенг привязан к кровати, а Тримагаси, покачивая в тусклом люминесцентном свете своим ножом, стоит рядом.

Этаж плохой, еды сюда совсем не доходит. «Ты молодой и сильный, а мне через пару месяцев выходить» - объясняет Тримагаси, обещая не убивать, а всего лишь «отрезать понемногу»

На помощь Горингу приходит женщина, известная тем, что раз в месяц убивает своего сокамерника и отправляется на платформе вниз в поисках ребенка. Горенг в самом начале пребывания проявил к неё доброту, как типичный рафинированный чудик. Что сделаете вы, если на Вашем обеденном столе оказывается женщина, о которой Вам говорят «держись от неё подальше» и выглядит она так, что держаться от неё надо подальше? Наш герой не такой, он  - вполне рискуя оказаться убитым – просто протягивает ей руку. И этот безумный жест спасет его уже на 171 этаже от веревок, привязывающих к кровати. Конечно же Горенг замочил соседа тут же, как стали свободны руки. Женщина снова уехала вниз на платформе, а Горенг, отведав плоти Тримагаси, обретает часть его духа – теперь его мучитель приходит к нему в виде устойчивой галлюцинации.

Горенг просыпается на 33 этаже, теперь его напарник – сотрудница, принимавшая у него документы на пребывание в Дыре. Она немного рассказывает о устройстве Дыры, «Вертикальный центр самоуправления», что этажей не 132, а около 200. Что если бы все ели по потребностям, еды бы хватало всем этажам. И что она постарается что-то сделать для этого, например, сервируя порции для соседей снизу вкупе с просьбой поступить так же и их для этажей ниже. Но для токсичной атмосферы Дыры способ не срабатывает, и Горенг наглядно показывает ей, что подействовать в этом случае могут только угрозы.

Проснувшись через месяц с той же соседкой на 202 этаже, Горенг обнаруживает, что в ужасе от перспектив, та повесилась. И теперь будет месяц мучать находящегося в бреду Горенга укорами об её напрасной жертве, которую он не ценит, так как поначалу не хочет есть её останки.

Проснувшись ещё спустя месяц на 6 этаже, Горенг обнаруживает себя с новым напарником, который стремится попасть вверх. Ведя с ним беседы, подкрепляемые насмешками сверху, он убеждает Бахарта – так зовут нового соседа – спускаться на платформе вниз, распределяя еду так, чтобы хватило всем.

Эта часть фильма самая жестокая, на пути к справедливости погибает столько людей, что на лице Горенга не остается и сантиметра чистой кожи – всё в крови.

Финал фильма раскрывать не буду, и так почти всё рассказала.

КОНЕЦ СПОЙЛЕРА

Перейдем к впечатлениям

Тут для них не так много поводов – цветовая гамма фильма подчеркнуто однообразна, работа со светом тоже на любителей камерности, героев немного, динамики и того меньше.

Для поисков смысла во всем происходящем тут простора гораздо больше. Может, именно поэтому фильм имеет довольно высокие рейтинги – ведь что может быть приятнее, чем крикнуть тем, кто снизу «вы ничего не поняли, а вот я!»

На мой же взгляд это не совсем кино. Это скорее театральное представление творческой группы. Можно конечно покивать на то, что скудность декораций это творческий замысел, позволяющий зрителю сконцентрироваться на чём-то более важном.

Но есть ли в этом фильме важное, каждый ответит себе сам. Фильм по мере развития событий уходит от прямолинейности о несправедливом устройстве общества и оставляет место для личной трактовки – что такое Дыра. Живые отзывы на фильм очень разные, я в таких случаях сразу вспоминаю вот эту картинку. Это отдельный вид удовольствия – читать комментарии других людей после просмотра таких фильмов.

В целом фильм произвел на меня неоднородное впечатление – от скуки до полной вовлеченности в происходящее.

Стоит ли смотреть кино? Стоит, если у вас много свободного времени, и вы любите странные фильмы. Но без гарантии удовольствия.

P.S - Кстати, «Лобстер» мне понравился. А вот «Убийство священного оленя» оставило чувство недоумения, но не «что это было», а «надо было не досматривать и не тратить время».

Предупреждение: есть сцены убийства, в том числе домашних животных.

 

 
 


Комментарии (2)     Рецензии (0)

1
 


#3451917 10.07.2020 08:45 drozh_vstrukture

Смотрел. Некоторые причисляют этот фильм к жанру "эрроркан". Туда же относят "Вивариум".

#3451918 10.07.2020 08:53 drozh_vstrukture

А впрочем, это неважно. Куб 2 лучше!

1


Чтобы оставлять комментарии вы должны авторизироваться
 

 

 

 
 
 
 
 
 
Опубликовать произведение       Сделать запись в блоге