«БОЛЬШАЯ КНИГА-2020»: ТОВАР ДЛЯ КРЕМЕНЧУГА

 
10.09.2020 Раздел: ИМХОЧ Перейти к комментариям ↓
 

(С. Синицкая «Сияние “жеможаха”»; СПб, «Лимбус-Пресс», 2020)

Прискорбное обстоятельство: София Синицкая родом из Питера. Не в первый раз говорю: Санкт-Петербург для современного литератора – не место жительства, но диагноз. Если точнее, свидетельство о профнепригодности. Что бы ни писал Владимир (не путать с Виктором!) Топоров о петербургском тексте, тамошняя изящная словесность стоит на трех китах. Это: а) полный и безоговорочный аутизм – автор тихо сам с собою, а на читателя ему плевать; б) завитки вокруг пустоты – сюжеты и проблематика высосаны из пальца, чтоб не сказать хуже; в) летальная доза литературщины в виде цитат, аллюзий и парафраз.

Три повести, сияющие жеможахом, выкроены как раз по этим лекалам из ветхой дерюги российского соц-арта. И се зело прискорбное родословие их: Войнович родил Пригова и Бенигсена, Пригов и Бенигсен родили Синицкую. Короче говоря, до мышей…

Необходимый культурологический экскурс: соц-арт был отрыжкой интеллигенции, которую до оскомины перекормили соцреализмом. Настоятельно прошу не путать соц-арт и социальную сатиру. Сатира – реакция на действительность, соц-арт – на эстетические феномены. Внетекстовая реальность для него отсутствовала, сказал бы Деррида. Едва лишь соцреалистическое искусство перекочевало в разряд антиквариата, соц-арт немного поупрямился для приличия и также испустил дух. Ибо магия пародии, по слову Бахыта Кенжеева, зависит от наличия первоисточника, на худой конец – от памяти о нем. Кто, кроме диссертантов, помнит… ну, к примеру, Саянова?

Но наша Софа – вейз мир, она таки помнит! И советское житье-бытье помнит. Точнее, делает вид. Кстати, очень неумело. «Фасолевая тюря» и «дровяная печь» говорят сами за себя. Шейфалэ, чтоб вы так знали, тюря – это хлебная окрошка, а печь любой конструкции можно топить хоть дровами, хоть торфом, хоть углем. Но лучше всего – «Жеможахом».

Желаете убедиться? С этим, простите, проблемы: тексты категорически не поддаются пересказу. Хотя есть паллиатив – цитата для дегустации и по совместительству не то спойлер, не то конспект романа:

«Храброе немецкое войско вступило в проклятые земли, кишащие нечистью, которая помогает партизанам; по лесу бегают упыри, женщины сожительствуют с дьяволом, от этого союза рождаются оборотни-диверсанты… скоро, скоро случится Рагнарек, конец света – волки Фенрир и Хати пожрут месяц, солнце, Старое Свинухово и Холуи, из глубин Полы всплывет вуивр Ермунганд и разрушит среднюю школу Кневицкого сельсовета».

Ну, вы поняли: смешались в кучу кони, люди. Сюжет каждой из повестей дробится на микросюжеты, а те рассыпаются в пыль. Но кое-что, думаю, все-таки следует обозначить. Вот несколько линий из «Системы полковника Смолова и майора Перова». Ручной удав Машенька во время лениградской блокады охотится на крыс. После войны Машеньку, она же Мария Удавченко, награждают медалью «За оборону Ленинграда» и грамотой «За отличную работу по укреплению санитарной обороны СССР». Полковник Смолов и майор Перов обретаются на том свете в образе Отца и Святаго Духа. Раньше вместе с безымянным Сыном они составляли особую тройку. Однако Сын сознательно извращал советские законы мироздания и фальсифицировал следственные документы, чтобы спасти своих соучастников по антисоветской деятельности. За что был вычищен и отправлен в исправительно-трудовой лагерь, где работал завхозом, снюхался с уголовниками, был записан в штрафной батальон и перешел на сторону врага. В каковой связи тройку пришлось ликвидировать. Мертвый капитан НКВД Калибанов, расстрелянный за недальновидность и самокопание, геройствует на Волховском фронте… Хватит или продолжить?

Виктор (не путать с Владимиром!) Топоров в таких случаях ехидно интересовался: о чем это? а, главное, зачем? И впрямь: зачем? – ребус на зависть старику Синицкому. Ибо соц-арт есть инструмент разрушения чужих эстетических конструкций. Но создать свои он фатально не способен.

К месту будет еще один культурологический экскурс. Соц-арт, по определению теоретиков, отрицает любой диктат, в числе прочих – диктат этических и эстетических конвенций. Следствием, как правило, оказывается высокой пробы дурновкусие. Чаша сия не минула ни отцов-основателей Алешковского и Войновича, ни детей их Бенигсена, Пригова и Куркова – кто читал, тот меня поймет. И С.С. – далеко не исключение:

«Отче наш, иже еси на небеси, спустись на землю и отсоси!»

Видимо, статья 148 УК РФ не для всех писана – но это так, к слову.

Кроме того, в соц-арте рано или поздно случается неизбежное – сочинителя заносит в зону, наглухо закрытую для смехуечков. И начинается black comedy самого скверного свойства. Бенигсен, к примеру, в духе незабвенных садюшек, с причмокиванием живописал кирдык, который беглые урки устроили вермахту: с отрезанными <censored>, с выхлопной трубой в заднице рядового Швебера… Синицкая добрую сотню страниц хихикает на тему блокады:

«Оказалось, что Анна Гермогеновна мародерствует в морге под открытым небом на улице Репина, ворует у мертвецов пальто и галоши. Хорошо еще, что Вера Сергеевна не знала, что творится на чердаке, где мама расхищала социалистическую собственность, цинично распиливая деревянные перекрытия. Явилась наводить порядок заступница-Машенька, но коммунистка так страшно застучала ломом, что змея решила сдаться без боя: схоронилась под буфет, там, почувствовав расстройство, малодушно наложила кучу с крысиной шкуркой».

Воля ваша, но это уже к одиннадцати туз. Впрочем, в «Лимбусе» на сей счет явно другое мнение.

Ну и литературщина, как же без нее? – питерцы завсегда хочут образованность показать, это их вундерваффе, ибо другого трагически нет. С.С. твердой рукой очертила свой кругозор – от «Пошехонской старины» Салтыкова-Щедрина («Что такое “жеможаха?”») до «Чжуанцзы» (балерина с даосской фамилией Полутень). Никто не забыт, ничто не забыто: тут и Эдгар По с «Системой доктора Смоля и профессора Перро», и заплыв на гробах, взятый напрокат у Бенигсена в «Чакре Фролова».

Любопытная деталь: две повести из трех жеможахнутых вышли ранее все в том же «Лимбусе». Народ безмолвствовал. Но нынче, как по команде, грянул повальный восторг – с чего бы?..

Хромая на обе ноги философия образованца Снегирева: «Читателю “Жежомахи” открывается очень важная вещь природа формирования взгляда на событие со стороны. Как с умершими близкими, образ которых со временем приобретает причудливые черты. Как с историческими личностями, обросшими небылицами, как днище корабля ракушками. Парадоксальным образом рождается в итоге общемировая правда. Не суверенная история, не археологические теории, а нечто надматериальное и общечеловеческое». Ну, ясен пень: близкое знакомство с Пустовой – занятие травмоопасное и даром не проходит. Мужик, ты с кем сейчас разговаривал? Сам-то хоть понял, что сказал?

Заливистая рулада заводного соловья Толстова: «Это стопроцентно, до последней буквы питерская проза, где Гоголь раскланивается с Достоевским, Хармс (не придумал, что там делает Хармс, но что-то делает, точно), и все вокруг предстает как материал для тончайшей иронии». Тончайшая ирония, это да. Сделает честь любому сельскому кавээнщику. Высшее Северное руководство управления лагерей, сокращенно ВСРУЛ – смешно до слез. Село Херово – и того смешнее. Чекист Тихогнидов – ржунимагу.

Софочка, зискейт, я вам уважаю, но это не цимес мит компот, это дрек мит фефер. Ваш товар для Кременчуга, и ни копейки больше – нит гештойген, нит гефлойген…

 
 


Комментарии (16)     Рецензии (0)

1
 


Премия «Большая книга» - это вам не комар чихнул. Считай – Госпремия. Признание весомого вклада в современную антиотечественную литературу. Призовой фонд — 6 миллионов рублей. Три миллиона — за первое место, и оставшиеся три раскидываются за второе и третье. Ну и всякие памятные призы-статуэтки до кучи.

  Но не в деньгах счастье, как известно. Вот и писатель Водолазкин (тот самый, что трогательную историю про фашистскую дружбу свингеров-нацистов сочинил) так считает, что не в деньгах сила.

А в чем же тогда?

А в нравственности. У кого нравственности больше – тот и сильнее.

— «Большая книга», как говорится в песне, «в люди вывела меня». Этот тот литературный лифт, на котором может подняться любой. Мой опыт говорит, что шорт-лист — это уже вершина, — поделился размышлениями писатель Евгений Водолазкин, чьи четыре книги избирались в финалы Премии разных лет. — Это спасение писателей от отчаяния, это исправление нравов, соответственно, и «Книга» имеет не только культурно-литературное, но и нравственное значение.

 

Я и смотрю - нравственностьиз всех щелей прёт у нынешних номинантов. 

#3452585 10.09.2020 09:52 prosto_chitatel

Синицкую в свое время осилила, и во многом с Кузьменковым сложно не согласиться, кроме ведра помоев, вылитого на головы питерских авторов. Но, думаю, это он не со зла, а, уподобляясь авторице Жеможаха, красивости текста ради

#3452587 10.09.2020 12:16 ХЛМ

Александр, ну что же Вы так о Питере. Нормально у нас тут всё, не нагнетайте. Пьющие люди, которых немало среди люда литературного в Питере - отсюда некоторая своя аура перегара - так то к зелью вопрос и людям.

#3452588 10.09.2020 15:03 Москал

Прочла об этом безобразии здесь:

https://www.business-gazeta.ru/news/147587?fbclid=IwAR3NBAat2OriSvc3MXHaX0MSyOdQSBQ6T0AGleBZIiFT3OgueRT7ouF10aU

Так они еще и в доме Пашкова засели попить чая. У нас же мест попроще нет, надо прямо рядом с Кремлем, там где тусуются элита и чиновники и вход простым смертным уже давным-давно простыл след.

Да... эдакий жирный плевок на нынешнюю ситуацию.

У товарищей явно просматриваются спонсоры известных всем кровей.

 

#3452590 10.09.2020 19:30 upir-lihoy
prosto_chitatel, 10.09.2020 09:52

Синицкую в свое время осилила, и во многом с Кузьменковым сложно не согласиться, кроме ведра помоев, вылитого на головы питерских авторов. Но, думаю, это он не со зла, а, уподобляясь авторице Жеможаха, красивости текста ради

Нет, это потому что дядь Саня ебанутый завистливый лузер из ебеней, а так все пучком.

#3452592 10.09.2020 19:46 upir-lihoy

З.Ы. Синицкая - довольно милая тетенька, пишущая в жанре "фэнтези/магический реализм". У нее три талантливые дочери, все они живут сейчас в деревне, занимаются народными промыслами, рисуют, изготавливают кукол из папье-маше для кукольного театра. Во всем, что делает София, проявляется неиллюзорный талант, а кроме того, она не квасит и, что редкость в наше время, она хороший человек. Ну и пишет лучше, чем Шурик.

#3452593 10.09.2020 19:47 upir-lihoy

Или четыре дочери, я так и не понял. По-моему, три.

#3452594 10.09.2020 20:26 prosto_chitatel

ответ на комментарий пользователя upir-lihoy : #3452592

Отрадно это узнать, но необязательно своих удавов из папье-маше в блокадный Питер подсовывать и к премиям представлять, а так все пучком в книге, местами даже хорошо и забавно

#3452595 10.09.2020 20:53 upir-lihoy
prosto_chitatel, 10.09.2020 20:26

ответ на комментарий пользователя upir-lihoy : #3452592

Отрадно это узнать, но необязательно своих удавов из папье-маше в блокадный Питер подсовывать и к премиям представлять, а так все пучком в книге, местами даже хорошо и забавно

Ну, вообще блокаждый удав - это пародия на всевозможные "воспоминания очевидцев", где блокадные кошечки, которых было по пять на каждый двор, носили дистрофикам свежих мышек.

#3452596 10.09.2020 21:21 prosto_chitatel

ответ на комментарий пользователя upir-lihoy : #3452595

Вот оно что. Ну, тогда ясно, тогда вопросов никаких нет. Пародия это хорошо, что ж не спародировать, действительно, людям на радость. Было бы интересно, на какую премию выдвинули Софью, живи она в Израиле и пародируя воспоминания очевидцев Холокоста, например. Очень богатая тема же для пародий. 

Вижу кавычки, но мне все равно не ясно, зачем писать пародии на какие-то воспоминания, даже выдуманные. Если серьезно, я думаю, время пародий или осмысления под неожиданным углом каких-то очень болезненных событий для всего человечества наступает точно не через 50-70 и даже не через 100 лет, а гораздо гораздо позднее. Если вообще уместно об этом говорить. 

#3452597 10.09.2020 22:18 upir-lihoy
prosto_chitatel, 10.09.2020 21:21

ответ на комментарий пользователя upir-lihoy : #3452595

Вот оно что. Ну, тогда ясно, тогда вопросов никаких нет. Пародия это хорошо, что ж не спародировать, действительно, людям на радость. Было бы интересно, на какую премию выдвинули Софью, живи она в Израиле и пародируя воспоминания очевидцев Холокоста, например. Очень богатая тема же для пародий. 

Вижу кавычки, но мне все равно не ясно, зачем писать пародии на какие-то воспоминания, даже выдуманные. Если серьезно, я думаю, время пародий или осмысления под неожиданным углом каких-то очень болезненных событий для всего человечества наступает точно не через 50-70 и даже не через 100 лет, а гораздо гораздо позднее. Если вообще уместно об этом говорить. 

Я вас таки умоляю, население преотлично схавало комедию про блокадную курицу. И срущих на судно "Красного креста" немецких летчиков - тоже.

#3452598 10.09.2020 22:25 upir-lihoy

Дядь Шура, однако, никогда не станет таким же известным, как Алешковский, Войнович, Пригов и др. 

#3452599 10.09.2020 23:10 prosto_chitatel
Вот, я думала, что это напоминает. Трейлер про курицу.
#3452603 11.09.2020 00:50 upir-lihoy
Москал, 10.09.2020 15:03

Прочла об этом безобразии здесь:

https://www.business-gazeta.ru/news/147587?fbclid=IwAR3NBAat2OriSvc3MXHaX0MSyOdQSBQ6T0AGleBZIiFT3OgueRT7ouF10aU

Так они еще и в доме Пашкова засели попить чая. У нас же мест попроще нет, надо прямо рядом с Кремлем, там где тусуются элита и чиновники и вход простым смертным уже давным-давно простыл след.

Да... эдакий жирный плевок на нынешнюю ситуацию.

У товарищей явно просматриваются спонсоры известных всем кровей.

 

Подумаешь, у известного московского писателя Сергея Шаргунова квартира с видом на Кремль, каждый может.

#3452633 11.09.2020 17:14 upir-lihoy

Кстати, а Кузьменков знает, что он здесь публикуется?

ответ на комментарий пользователя upir-lihoy : #3452633

Да. Он колумнист на Альтерлит 

1


Чтобы оставлять комментарии вы должны авторизироваться
 

 

 

 
 
 
 
 
 
Опубликовать произведение       Сделать запись в блоге