Литературный конкурс Литературный конкурс
Автор: Nematros

Двое (на конкурс)

 
21.12.2020 Раздел: Конкурс 2020\2021
 

#новогодний_alterlit #Петербург #конкурс_alterlit

 

 

Тебе. Спасибо, что все это время со мной.

 

Левый берег Черной речки. Рассвет нехотя выглядывает меж одиноких берез. Снег, иссиня-белый, сказочный, завладел землей и небом.

Я должен встать и закончить дело, подняться, чего бы это ни стоило. Нас все еще разделяет барьер из сброшенных шинелей, но, боюсь, мне его уже не преодолеть.

Он просто отворачивается и передает пистолет, затем шагает прочь, к саням, что умчат его в винный смрад ресторации. Он – лучший стрелок Петербурга, а я даже не поэт. Снег жадно глотает мою кровь, безучастно, безразлично, отрешенно. Снег ненасытен, а я слишком щедр.

Но разве мог я поступить иначе, когда задета ваша честь? Разве мне забыть когда-нибудь ваш благодарный взгляд? Мы едва знакомы, это наша первая встреча, но чего стоила бы моя честь, не вступись я за вашу? Иначе мне не поднять на вас глаз, не видеть своего отражения в зеркале, мне не быть.

Я стрелял первым, но упустил даже призрачный шанс, где-то по дороге выронив пенсне.

Доктор резвее секундантов, но так же плохо владеет собой. В его глазах приговор, в моих – почти ничего. За всю ночь я и на мгновение не смежил век, зато теперь будет время отдохнуть. Глаза смыкаются, уходит злость, досада, боль. Ненадолго остается только ваш образ, ваш взгляд.

 

 

Уже десять часов, как у России нет царя.

Петроград сейчас – это не светлые стены и белые мундиры, не золотые канделябры и натертые до блеска паркеты. Петроград – это грязный снег с наших сапог, черные бушлаты и граничащая со звериной яростью решимость.

После взбудораженных, клокочущих улиц умиротворенность особняка кажется инородной. Каждый из нас, солдат, матросов, прибившихся рабочих и ротозеев, здесь чужой.

Он стоит напротив, у окна в большом светлом коридоре. Начищенные сапоги, мундир с эполетами, белые перчатки. Мразь в нарядной упаковке, лицемер и трус.

Это не суд, это казнь.

Чуть слышный шелест заставляет меня обернуться на лестницу.

Это вы. В домашнем платье, явно не ждали гостей, тем более таких, как мы, взъерошенный авангард революции. Пытаюсь убедить себя, что, круша старое, даже ради великой цели, нельзя не измазаться в грязи, но можно не пустить грязь внутрь себя.

И все же растерян.

Он много старше вас, но в этой жизни нам не довелось встретиться раньше. Вы похорошели за восемьдесят лет с нашей прошлой встречи, чего нельзя сказать обо мне.

Он смотрит на вас, будто ища защиты.

Ваш взор принадлежит только мне. Между нами всего несколько шагов паркета и стена высотой в бесконечность.

- Сударыня, даю слово, что вашего мужа ждет справедливый суд.

Но и этого не могу для вас сделать.

За моей спиной раздается выстрел, делающий вас вдовой. Эталон девальвации данного слова.

- Собаке собачья смерть! – кричит стрелок.

Я разворачиваюсь и выхватываю револьвер из рук ошалевшего от вседозволенности матроса, тут же получаю удар по затылку, еще один в ребра, затем лежа участвую в собственном избиении. Пытаюсь увидеть вас в частоколе ног.

Тщетно.

 

 

Вьюга разыгралась. Бушующий снег вокруг – впереди, слева, справа. Из непроглядной тьмы полуторка тащит груз в такую же непроглядную тьму. Еду почти наугад, но эта вьюга, возможно, наш единственный шанс доставить груз. Молчит вражеская артиллерия, уродливые махины люфтваффе спят в своих гнездах.

Лед Ладожского озера, холодный, мертвый, стал пульсирующей артерией, единственной Дорогой жизни в блокадный Ленинград.

В кузове пять мешков муки. Целых пять мешков, которые спасут сотни жизней, продлят неугасающую надежду.

Показалось, или впереди вижу огонек. Прошлый остался далеко позади, и я уж решил было, что сбился с пути.

Точно, огонек. Богиня!

Свет фар выхватывает фигуру – ушанка, маскировочный халат поверх телогрейки и ватных штанов. Держит фонарь, словно стойкий оловянный солдатик. Что-то тащит меня из машины, какая-то неведомая сила. Не глушу двигатель – потом может не завестись.

Это ты. Замороженное обветренное лицо – почти маска, распухшие нос и губы, и только глаза, живые в обрамлении заиндевевших ресниц. Мы так близко, как никогда прежде, и я слышу каждое слово.

- Езжай, миленький! Ты нужен им. Тебя ждут. Езжай!

Хочу схватить тебя, сгрести в охапку, согреть в кабине, увезти далеко. Но мы оба знаем.

Возвращаюсь в машину, оборачиваюсь, кричу:

- Я вернусь! Слышишь! Вернусь!

Ты остаешься позади, тьма поглощает тебя. Хрупкий солдатик беспощадной войны.

 

 

Питер. Молодой озорник, смеющийся, радостный, но на каждом углу, в каждом камне печать могучей истории.

Удивляюсь количеству празднующих на улицах, презревших запреты, предпочевших уюту квартир разухабистый снеговорот. Захожу с Грибоедова, долго звоню, пока не появляется хмурый охранник. Протягиваю мятую пятерку, реагирую на пассивность еще одной купюрой. Пристально изучает меня – слишком легко расстаюсь с деньгами – не суицидник ли? Наконец кивает головой в сторону лифтов.

Поднимаюсь на крышу. Смотровая площадка Зингера хороша летом, но мне нужно быть здесь зимой, на стыке лет. Все еще неведомая, но уже привычная сила тянет меня сюда.

Ты стоишь спиной ко мне, смотришь на Невский. Впереди улегся Казанский собор, каменный исполин, могучий орел в огромном зеленом клобучке, приглашающе раскинувший крылья с перьями-колоннами.

Ты оборачиваешься, зная, что я уже здесь.

Двое посреди снегопада в центре города, прилежно соблюдающие социальную дистанцию в семь этажей от празднующей толпы. Нам не нужны слова. Причудливые изгибы времени сводят нас в точке истории, где нам позволено просто любить. И это стоило сотен лет ожидания.

Я делаю шаг, сокращая дистанцию между нами до нуля, и до бесконечности от всего остального мира.

 
 


Комментарии ( 142 )     Рецензии ( 2 )

 


#959 21.12.2020 14:29 MKondratovec
1) Эпизод дуэли. Выбранное место действия (Чёрная речка) однозначно создаёт отсылку к дуэли Пушкина и Дантеса, однако автор сообщает, что он «не поэт». Тогда не понятно, чем обусловлен выбор места действия, какое значение для дальнейшего сюжета это имеет, что изменится в истории, если дуэлянты стрелялись бы в другом месте? Кроме того, прямая отсылка к дуэли Пушкина – Дантеса путает, заставляет читателя дальше искать в сюжете пересечения с подобными по значимости событиями, но таких пересечений больше нет. Есть и ещё одна претензия – сам факт убийства обозначен плохо, не имеет некой точки, однозначно указывающей, что событие произошло. О случившемся можно узнать только из описательной части (кровь впитывается в снег), но в данном случае смерть персонажа (убийство персонажа) является тем отправным и очень важным пунктом, от которого движется весь сюжет. 2) Эпизод казни «буржуя». Абсолютно недостоверно выписаны обстоятельства, при которых был убит сам главный герой. Невозможно в это поверить. Автор совершенно не понимает характера взаимоотношений людей в предлагаемых обстоятельствах; не чувствует психологической правды, поэтому отсутствуют даже намёки на процесс принятия решения и переломный момент, когда решение принято, и главного героя забивают насмерть. 3) Эпизод ВОВ. Понятно только то, что Он и Она больше не встретятся. В некотором смысле это ломает заданную конструкцию, т.к. отсутствует акт смерти (или убийства) главного героя. На первых двух эпизодах читатель уже привык, что ГГ погибает, поэтому решение автора оставить его в живых в этом эпизоде может неожиданно повернуть сюжет, обманув читателя, но этого не происходит, возможность проигнорирована, поэтому выглядит оплошностью, вызывающей лишь недоумение. 4) Эпизод на смотровой площадке дома Зингера. Автор сообщает: «Ты стоишь спиной ко мне, смотришь на Невский». Где именно стоит Она? Прямо перед ГГ на той же смотровой площадке? Или на тротуаре Невского проспекта под этой площадкой? Сам автор пробовал рассмотреть с конкретной смотровой площадки прохожих, стоящих под ним на тротуаре Невского проспекта к ГГ спиной и смотрящих на Невский проспект (а не в обратную сторону)? Кроме того, почему ГГ принимает решение о суициде? Если в первых эпизодах неотвратимость смерти (то есть невозможность соединиться с предметом своей страсти) продиктована окружающими обстоятельствами, то в 4-м эпизоде таких фатальных обстоятельств нет, ГГ имеет возможность спуститься вниз и наконец-то заключить свою пассию в объятия. Но ГГ выбирает самоубийство. Почему? 5) Самое главное. В истории отсутствует процесс. Во всех случаях автор набрасывает лишь обрывки внутреннего монолога персонажа, из которого суть взаимоотношений между Ним и Ею не вытекает. Должно быть так: Он видит Её – происходит некий процесс любви (некое взаимодействие между персонажами) – момент решения, которое принимает Он (ставит перед собой цель) – событие, которое либо способствует достижению цели, либо препятствует ему. 6) Способ рассказа истории – очень размазано, автор почему-то боится конкретики, будто сам сомневается в том, что рассказанному можно верить. Имело бы смысл пожертвовать сомнительными, иногда откровенно притянутыми за уши красотами текста в пользу ясности и определённости.
#964 23.12.2020 12:56 Sergo
Грустно читать комментарии, которые делают акцент на второй план рассказа, грязь и ужас войн и революций. Ваш рассказ - вызов. Такой знаете - огонь во тьме. Факел. Или знаете - знамя на передовой перед атакой. В глубине души каждый верит в лучшее и необыкновенное. Но у некоторых это спрятано так глубоко и настолько извращенно, что они проходят мимо высоких чувств.
Вы сами верите и своим рассказом показываете всем, что Любовь всепобеждающая. Вечная. Эти Двое растворились навсегда друг в друге. Они найдут друг друга, не смотря ни на что.
После чтения Вашего рассказа, стихов Елены Поцелуевой Грустная пятница и картинки к стихам у меня одухотворенность появилась, даже родились пару строк.

Сижу с бокалом я вина
У моря синего окна
А где-то там на главной конкурс
Там Двое встретились
И снова война и кровь
А где же спросите : Любовь?
Любовь была меж ними миг единый
И в Вечности застыла навсегда счастливой.


Вы все трое подарили мне надежду, что еще можно найти в людях настоящие чистые чувства


Чтобы оставлять рецензии вы должны авторизироваться
 

 

 

 
 
 
 
 
 
Опубликовать произведение       Сделать запись в блоге