Музыкальные истории
Посвящается Плюше, стимульнувшей написать на тему о параллельных мирах.
СОЛЬФЕДЖИО
Сольфеджио сопровождает музыканта всю сознательную жизнь, от первого класса музыкальной школы до последнего курса консерватории. Да и потом оно незримо присутствует, помогая слышать музыку нотами, без помощи музыкальных инструментов.
Сначала это трудно - если нет абсолютного слуха, потом навык развивается. И уже можно не делать домашние задания, на уроках "читать с листа ". На таком расслабоне мы учились довольно долго, пока, незадолго до окончания музыкального училища, нам не вручили навороченный учебник. В нём были не просто маленькие, в строчку, мелодии, а огромные фрагменты из оперных арий.
На всю жизнь запомнила, как долго и трудно заучивался отрывок из оперы "Кармен ", знаменитая Сегидилья.
"Там, где застава в Севиииииилье, дру-у-уг мой живё-о-от (пауза, глубокий вдох) Лилас Па-астья ( огромный скачок на октаву вниз). Люблю танцевать Сегидилью и пить манзани-и-льююю ( легкотня, секвенции, поступенное движение) где таверна друга ( обречённый вдох) Лилас Па-астьяяяя ( опять октава вниз, связки бьются не в горле, а уже на пороге)"
Эту злосчастную Сегидилью я выучила на всю оставшуюся жизнь. Разбуди меня среди ночи, спою безукоризненно.
Практическая же польза от сольфеджио в том, что любую мелодию можно записывать нотами. Это выручало в юности, когда надо было запомнить мотивчик свежего хита. А при наличии проводных телефонов с разновысотной подзвучкой клавиш, легко запоминались номера. Каждая цифра - нота, любой номер - уникальная мелодия.
ГАРМОНИЯ
Итак, научились записывать нотами мелодию. Дальше что? Правильно, надо подобрать к ней аккомпанемент. Гармонизировать.
Но и тут всё не так просто. В этой самой гармонии огромное количество правил, некоторые из них очень строгие. Дают, к примеру, задание - гармонизовать мелодию. Это у музыкантов называется "решать задачки по гармонии". Стараешься, пишешь к мелодии аккорды, потом препод перечёркивает красным:"Параллельные квинты!! Субдоминанта после доминанты!"
Самое удивительное, когда мы пытались анализировать любимые эстрадные песни с точки зрения гармонии (проще говоря, подбирали аккомпанемент), то оказывалось, что чем больше в песне нарушено этих самых академических правил, тем она красивее. Такой вот парадокс.
ПОЛИФОНИЯ
Такой предмет появился уже в консерватории. Немножко мы в этом уже понимали, так как играли фуги Баха. Невозможно исполнять произведение, не понимая основных принципов и законов. А они в фугах очень строгие, математически выверенные. Наверно, в этом и заключается величие композитора Иоганна Себастьяна Баха, который, благодаря своей гениальности, наполнял эти чертежи музыкальным смыслом и красотой.
Оказалось, что более глубинные познания полифонии включали в себя совершенно новую терминологию. После первой же лекции мы в общаге ржали до истерики, вспоминая "раздвижные квинты ", "прерванные обороты " и "ракоход". Всю дальнейшую учёбу любовный лексикон студенток базировался на таких вот полифонических ассоциациях.
Кроме теоретического экзамена, курс полифонии завершался и практической частью. Каждый должен был написать трёхголосную фугу с точным соблюдением всех правил. Инструменталисты сочинительством не заморачивались, заказывали за деньги свои будущие фуги студентам теоретического или композиторского факультета, и все были довольны.
МАЛЕНЬКАЯ КОДА
В каждой профессии существуют свои издержки и специфический сленг. Это сильно выручает, когда какой-нибудь большой специалист в вопросах медицины, строительства или станкостроения, пытается задавить собеседника личными познаниями в отдельно взятой отрасли народного хозяйства. Лично я в такой ситуации вежливо слушаю и говорю:" А давай я тебе лучше про доминантсептаккорд расскажу!" И с горящими глазами и бурной жестикуляцией рассказываю про каждое обращения аккорда: на какой ступени строится и в какие интервалы разрешается. До конца обычно никто не дослушивает. А ведь это так интересно и увлекательно! Когда понимаешь)).
-
Я не постиг сольфеджио. Семеричная система, где ми и си не имеют диезов. Как это считать? А на гитаре эти ноты расположены в совершеннейшем беспорядке. Вот барабаны, другое дело. Решил сына отдать в муз лицей на установку. Отдал. Там ему сразу была напихана и пианина, и хор, и старый грач-теоретик, фанат сольфеджио с замашками Гитлера. Не, пусть лучше сын музыку любит, чем ненавидит. Забрал от греха подальше.
3 -
Алексей Гагач, ну, нотная грамота - штука хорошая, но я больше речь веду о понимании принципов построения. Когда сам сочиняешь - нехилое подспорье.
2 -
-
Алексей Гагач, (здесь должна быть пиктограмма, изображающая рукпожатие).
2 -
"что чем больше в песне нарушено этих самых академических правил, тем она красивее" - правила были строгие, потому что, когда учение о гармонии развивалось (называлось тогда генерал-басом, как и известный приём в барокко), то там были сильны ещё и религиозные понятия, и одни интервалы считались богоугодными, а другие сотонинскими. А доминантсептакккорд в тонику разрешается.))
2 -
Lariko, я так не думаю. Опять же, чтобы критиковать, объект критики надо изучить. Так и двигается вперёд теория, не становясь догмой. Плюс, в характере есть эта способность быстро вникать во всякие правила и регламенты.
"Мне кажется, в музыке как раз большего достигают те, кто не по правилам." - они-то, как раз, по правилам. Просто умеют их переосмыслить. И дополнить. Так-то.
1 -
Скорее даже, талантливые исполнители-музыканты создают свои собственные правила на базе усвоенных и закреплённых
1 -
-
-
-
-
-
у меня теща сольфеджио преподовала . заслуженный музыкальный работник росии. как светлана светличная ща ходит. ггг в 80 лет пачти . даже круче. бейсболки из амереке сама па моде. вся. но это не спсает ее от маей ненавезди и проклятий ггг
1 -
-
не . там все гораздо хуже. )))) но без мордобоя и тяжких телесных пока
1 -
Что может быть хуже такого бодрого зашифрованного послания ггггг
1 -