lardush Lariko 27.03.24 в 15:22

Музыкальные истории (сцена — любовь моя!)

Посвящается Ольге Гариной, с которой часто обсуждали эту тему, важную для каждого творческого человека 

Боязнь сцены — это катастрофа. Она имеет научное название пейрафобия: патологическая боязнь выступать на публике, страх публичных выступлений и страх аудитории.

Многим творческим людям  знакомо это  состояние, когда всё выучено - роль или сольный музыкальный номер - но вот ты выходишь на сцену под яркий свет софитов (а где-то там, вдалеке, ещё и огромное количество людей в зале), и случается психологический зажим.

Ужасное состояние, с которым необходимо бороться.

Как бы преподы ни внушали мантру, что "надо думать не о себе в музыке, а о музыке в себе", это не работает именно в тот момент, когда ты начинаешь исполнение.

Неслучайно многим музыкантам на протяжении всей жизни снятся одни и те же кошмары: забыл текст во время экзамена.

Расскажу историю из личного опыта, как мне удалось избавиться от этой неприятной фобии.

Свой самый первый всероссийский конкурс запомнила на всю жизнь. Выступала с девочкой-вокалисткой в качестве концертмейстера. Солистка хорошо прошла два тура и вышла на третий, в котором программа  была очень сложная. Сказать, что я не боялась - это ничегошеньки не сказать. Тут же двойная ответственность: налажает пианистка  — хуже будет выглядеть вокалистка. С утра до ночи я бесконечно отшлифовывала каждый  пассаж аккомпанементов, чтобы, в случае панической атаки, вывезти хотя бы на автоматизме. 

Выступили мы неплохо, получили диплом участников финала и какой-то отдельный специальный приз от жюри. Правда, из самого выступления я ничего не запомнила, никаких подробностей, кроме жутких душевных и физических судорог.

Вышла со сцены на полусогнутых ногах, с дрожащими руками. Увидела в предбаннике коллег, как мне тогда казалось  — по несчастью.  Это были пианистки из других городов в возрасте от 20 до 60+. Они весело подтрунивали друг над другом, со смехом обсуждали, кто в какой момент лажанул и как выкрутился. И был в них какой-то очень особенный кураж, как послевкусие после изысканного ужина. 

В тот момент я сказала себе: «Баста! Сегодня я так перетряслась от ужаса, что больше мне уже ничего не страшно!» И после этого самовнушения никогда в жизни больше не боялась сцены.

Ведь что такое сцена? 

Это очень особенная живая материя. Она ценит искренность и желание выступать, показывать через музыку зрителям часть твоей души.  Публика в зале тоже это хорошо ощущает.  И возникает удивительный тройственный союз исполнителя, сцены и публики.

Чем больше ты отдаёшь своих эмоций в зал, тем больше к тебе возвращается эмоциональная отдача: от зрителей - обратно на сцену. И этот процесс - настоящее счастье, кайф, кураж и прочие удивительные вещи.

Достаточно всего один раз ощутить такое волшебное состояние, и оно уже навсегда остаётся в тебе на уровне приобретённого рефлекса. 

Юным же музыкантам справиться со страхами помогает участие в капустниках и музыкальных концертах, не связанных с классической музыкой.  Несколько лет я помогала студентам на внеучебных мероприятиях. Вместе придумывали темы, писали сценарии, подбирали музыку и делали декорации. Сами себе режиссёры.  Как бы кому-то ни казалось, что капустники  -  это фи, сплюньте три раза через левое плечо. С таким пренебрежительным мнением категорически не согласна.

Как и в театральной среде, где актёры в капустниках отдыхают душой от классики, так и среди музыкантов капустник - это, прежде всего, возможность шутить на очень серьёзные темы.  А для студентов-музыкантов это ещё и возможность понять и принять сцену. На которую, после многочисленных репетиций и спектаклей, они выходили уже без страха, выступая со своей классической программой по специальности.

Да, сцена — это счастье, творчество, зашкаливающий адреналин и невероятный, очищающий душу катарсис. Да будут благословенны посвящённые в сие таинство, аминь!

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 26
    7
    270

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • 313131

    афигеть вы все тут на сценах а у нас ток Постановщик по аркестровым ямам. а мы так вабще на галерке 

  • lardush

     Чёрный Человек  Ольга Гарина 

    Как че, он же поклонится, потом в кассу за гонораром, и Толик на дегестанской жиге за углом!!!

  • marta34

    Lariko 

    Так это ж главный спектакль

  • lardush

    Ольга Гарина 

    Ну значит за другим углом бро-ангел ещё на гелике

    Андрюха ж сам всю схему сдал гггг

  • Volkova

    Сцену не боюсь. Не боялась (так точнее). Боевое крещение было когда мне было лет 7. Выступала на сцене местного клуба железнодорожников... Чунгу чангу танцевали) танец помню до сих пор и костюм)) Кто в лес, кто по дрова) 

    Потом все школьные годы на сцене. Сценки всякие, ведущая всех школьных мероприятий и прочая. Ну и потом вне школы уже. 

    Вспомнила историю, случившуюся со мной в лагере-интернате, где я с подружкой пошла на прослушивание за компанию на роль золушки. Песню "Встаньте дети, встаньте в круг" пела. Искали блондинок, поэтому я просто пошла. Ни на что не претендуя. Но меня прослушали и взяли. Что было, что было)) и сцену мне маслом натереть обещали, и подсыпать в туфли чего-то, и в еду (чтоб прихватило прям на сцене). Нешуточные страсти за роль золушки)) тогда (в 12 лет) я впервые познакомилась с коварством и завистью девачек) 

  • marta34

    Сейчас могу уже определенно сказать, что сцена - это моя органическая среда и невероятный адреналин. Но тут надо понимать, что мой основной сценический опыт - это концерты, которые я организовываю и веду, и собственные так называемые спектакли, где я читаю свою рассказы с легким элементом игры. То есть, я там себя чувствую свободно, естественно и делаю что хочу. Если бы меня заставили в консерватории играть что-то за роялем, я бы сдохла от ужаса, мне кажется. Или в спектакле настоящем играть без суфлера... Когда же этого насилия нет, то сцена - это то, что помогает сократить дистанцию со зрителем, а не наоорот. Вот такой парадокс. И мне важно на сцене существовать так, чтобы это была доверительная беседа. Будто и сцены никакой нет.  Наверное, это то, что наработалось годами, но тут и про уверенность в том, что ты делаешь, и про аудиторию, которую знаешь, и которой доверяешь. Хотя, мы выступали перед разными аудиториями и в разных городах... Но дистанция сокращалась, как правило, очень быстро. А еще сцена - это про наличие\отсутствие фальши. То есть, там лезет вообще все. И интересно отслеживать, куда тебе идти надо, а куда - нет.

  • Crocell

    На первый раз только стакан водки помог. После выступления мне сказали, что всё хорошо получилось, только матерился часто.

  • horikava_yasukiti

    Сколько я себя помню, всегда выходил на сцену с каким-то пофигизмом. Надо, значит надо. Небольшое беспокойство бывало по поводу исправности оборудования, но для этого и приходят заранее и всё проверяют. Единственное, что никогда не мог себя заставить исполнять то, что считал хернёй. Поэтому, если там речь какую-то толкнуть или музыку то сам, всё сам.